Выдержки из научной статьи по истории и археологии сотрудницы Чеченского государственного педагогического университета Давлетмурзаевой А.Р. К ВОПРОСУ О ПОСЕЛЕНИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XVI В. ГРЕБЕНСКО-ТЕРСКИХ КАЗАКОВ _________________________ «В исторической литературе существует несколько теорий о возникновении первых казачьих поселений на Северном Кавказе. В летописях упоминается, что первые служивые казаки прибыли вместе с астраханскими стрельцами на Терек в 1563 г. по приказу Ивана Грозного для оказания помощи его тестю кабардинскому князю Темрюку в междоусобных боях. Выдающийся русский историк В.А. Потто изучил историю развития казачества, опираясь на данные трудов Н.Ф. Дубровина, Н.М. Карамзина, М.А. Караулова, И.Д. Попко, С.М. Соловьева и других исследователей. В двухтомном произведении В.А. Потто «Два века терского казачества» прослеживается роль терского казачества в истории Российского государства. Придерживаясь мнения, что первыми поселенцами на Тереке были рязанские казаки, ученый считает, что они были выходцами не из южной части Рязанского княжества, а из восточной. Поводом для переселения послужило то, что «рязанский удел окончательно утратил свою самостоятельность и был поглощен Москвою». <…> К 1586 г. сообщалось, что на Терском хребте у «Горячего Колодца» (наст. ст. Горячеводская) расположилась группа казаков, а на левом берегу Терека находятся две станицы (так назывались станы казачьих отрядов) - Верхняя и Нижняя. В основном казаки селились в «городках» (небольшие укрепления, огороженные рвом и валами с деревянным тыном) отрядами из 20-30 человек. Казаков, селившихся на Терском хребте, называли гребенскими, а по берегу Терека - терскими. Свое название гребенские казаки получили от гребней Кавказских гор, где «слово "гребень" имеет то же значение, что и на Доне». По настоящее время вопрос о происхождении названия «гребенское казачество» остается до конца не выясненным, но достоверно известно, что рязанские казаки, высадившиеся на берегах Сунжи, основали три станицы по имени своих атаманов: Курдюковскую, Гладковскую и Шадринскую. Затем были построены станицы Новогладновская и Червленная. В XVI в. царские воеводы в своих донесениях постоянно путали гребенских и терских казаков, называя их общим именем «терские казаки». Вследствие этого отмечается перенос истории, связанной с гребенцами, на терцев. Российское государство поощряло терско-гребенское казачество «за службу». В казачьих станицах находили убежище чеченцы, кумыки, кабардинцы грузины, армяне, закубанские черкесы — все, кому в родных местах угрожала опасность. В укреплении взаимоотношений казаков и горцев немалую роль сыграл обычай «аталычество», по которому ребенка отдавали на воспитание в другую семью. Так, нередко «бывало, что в семье казака воспитывался сирота-ногаец, калмык или горец. Повзрослев, такие лица получали все казачьи права, становились настоящими казаками, за них могли выйти замуж девушки-казачки». Итак, в XVI в. начался процесс сближения терских и гребенских казаков с Российским государством. Терско-гребенское казачество строило выгодные союзнические взаимоотношения с Москвой и северокавказскими владетелями, что делало его положение относительно стабильным и прочным. Упрочение на Северном Кавказе присутствия русских поселенцев способствовало преодолению разъединения и многовекового противоречия между этническими сообществами, их консолидации в пределах единого государства. Таким образом, в XVI в., смешиваясь с местным населением, переселенцы составляли основу общин гребенских и терских казаков, участвовали в формировании различных этнических, религиозных и социальных слоев, в том числе из местных этносов. С появлением русских на Северном Кавказе между ними и представителями коренных народов налаживались стабильные взаимоотношения, основанные на боевом содружестве и взаимном экономическом интересе. Гребенские и терские казаки совместно с горцами защищали пограничные рубежи от персидских и турецко-крымских вмешательств, что способствовало укреплению их взаимоотношений.» ________________________ «Гребенский казак», цифровая живопись — образ по рисунку художника Корнеева Е.М. (1802 год) #Кавказ #казаки #история #живопись #история #историяказаков #казачьяистория #историяРоссии